Новости – Общество
Общество
«Территория города на 80% находится ниже уровня воды в реке»
Фото: Рустам Журавков / «Русская планета»
Почему Астрахань затапливает после каждого ливня и сколько стоит новая городская дренажная канализация, узнавала «Русская планета»
8 июня, 2016 14:52
9 мин
С начала мая Астрахань не отпускают осадки. Похожего бедствия город не видел несколько лет. Вода поднимается над бордюрами и попадает на пешеходные дорожки, автомобилисты проваливаются в невидимые под водой ямы на дорогах.
Администрация Астрахани провела пресс-конференцию, посвященную дорожным проблемам. Выяснилось, что ранее выделенных 60 млн рублей городу на ремонт дорог не хватит, поэтому решено было выделить дополнительно 90 млн рублей, сократив частично другие программы. Для реструктуризации линии ливне-дренажной канализации города дополнительных денег не будет.
– В течение часа, когда выпадает месячная норма осадков, город немного притапливается и нам приходится осушать его с помощью спецтехники. От этого пока не уйдем. Строительство современной ливневой канализации потребует миллиарды рублей, которых сегодня в муниципальном и региональном бюджетах нет. Программы федеральной, куда можно было сегодня войти, тоже нет, — констатировал на пресс-конференции замглавы города Геннадий Диденко.
Говорить о том, сколько денег нужно на новую «ливневку», Диденко не стал. Последний раз о строительстве ливневой канализации вспоминали в 2012 году и тогда губернатор называл сумму 54 млрд рублей. Регион рассчитывал попасть в федеральную программу «Чистая питьевая вода», чтобы получить эти деньги, но этого не произошло. В конце прошлого года администрация города вынесла постановление, согласно которому на ливне-дренажную систему будет выделено 59 млн на три года. Под нее подпадает пять улиц.
Сейчас в городе начитывается более 70 км ливневых сетей: дренажных, соматичных, напорных коллекторов. В 2008 году большую часть люков ливневок в Астрахани закатали в асфальт, поскольку те не соответствовали только что вступившим в силу поправкам в Водный кодекс.
– Неплохой опыт в строительстве ливневой канализации есть у Санкт-Петербурга, но нельзя просто взять и применить опыт Петербурга у нас, потому что у нас есть свои особенности, — сообщила РП проректор по научной работе Астраханского архитектурно-строительного университета Людмила Боронина. – Нужно учесть недостатки самой конструкции канализации, потому что даже если построить новую, но оставить работать те участки, что есть, она у нас все равно работать не будет. Наш университет не просчитывал полную необходимую сумму на все строительство, но та, что ранее озвучивалась, скорее соответствует действительности, потому что в нее идут затраты и на проект, и на экспертизу проекта, и на само строительство. Это очень дорогое удовольствие. Очень дорого обойдется строительство очистных сооружений, которых у нас практически нет. Работают всего несколько локальных, поэтому те выпуски, которые раньше были для прямого сброса в Волгу, сейчас заделаны.
Изобретения новинок здесь проблематично: трубы можно уложить либо открытым способом, либо без вскрытия грунта, но сильно это строительство сети не удешевит. Колодцы нужны стандартные – железобетонные. Самый большой вопрос стоит в удешевлении за счет новой технологии очистки именно этих стоков. Пример Питера здесь показателен, потому что там применили современные недорогие технологии очистки из местных материалов, как для небольших, так и для крупных участков сети. Например, так поступили в аэропорту «Пулково».
– Мы переняли этот опыт, — продолжает Боронина. — Город выделил экспериментальный участок на улице Свердлова с выходом на Красную Набережную. Сооружение адаптировали под наши условия, и результаты оказались очень хорошие. Мы сделали конструкцию, исследовали наш местный материал и с этим вышли. На этой неделе в региональном министерстве строительства состоится научно-технический совет, на котором мы доложим о наших результатах, и, надеюсь, будем дальше эту тему продвигать. У нас есть ряд предложений, как можно без больших затрат потихоньку решать вопрос с ливневкой в городе.
Фото: Рустам Журавков / «Русская планета»
Те ливневки, которые ранее были залиты асфальтом, при удачном стечении обстоятельств смогут опять заработать, если в них будут установлены фильтры, разработанные астраханскими учеными. Но нужно реконструировать саму сеть, потому что колодцы, как показала практика, не справляются с большими объемами воды. Но как избавиться от грязи на дорогах?
– У нас мелкодисперсные грунты, для которых не важна высота бордюра, — говорит профессор. — Они все равно разлетаются, и дороги в результате все равно будут грязными. Есть много грунтовых дорог, с которых эта грязь наносится во время дождя. Кроме этого, в конструкциях наших колодцев ливневки не предусмотрена отстойная часть, в которую вода и грязь должны собраться, а потом поступить в трубу. А у нас труба лежит на дне колодца и когда большой поток попадает в колодец, он сразу же должен уноситься в трубу. Колодец диаметром 700 мм, а труба 200 мм. То есть вода просто физически не может сразу уйти в трубу, поэтому происходит ее забивание и в итоге глубокие лужи. Даже на небольшие выделяемые городом деньги можно решать проблемы по частям. Например, в ближайшее время можно сделать улицу Волжскую там, где есть выпуски.
Активист движения «Астраханские ямы» Андрей Милюхин уверен, что сравнивать Астрахань в опыте строительства ливневого дренажа с другими городами не имеет смысла, поскольку здесь проблемой не занимались долгие годы.
– В «тучные нулевые» проблема ливневок вообще не была в приоритете. Тогдашний мэр Астрахани Сергей Боженов, наоборот, закатал и имеющиеся ливневки в асфальт, хотя тогда город готовился к юбилею, и федеральный центр выделял огромные средства к этому событию. Вступили в силу поправки в Водный кодекс, но никто приобретать и устанавливать очистные сооружения и не думал. Наш «Водоканал» с существующими мощностями очистку не потянет, он даже сейчас захлебывается от луж после ливней и просит граждан по возможности меньше пользоваться водой. Вся инфраструктура ливневой канализации была заложена еще в советское время. Теоретически можно было бы сослаться на опыт Краснодара, но там поддерживали то, что было еще со времен СССР и недавно даже модернизировали с минимальными затратами. У нас же ливневку давно забросили, хотя нужно чистить эти каналы как минимум раз в два месяца, из-за наших частых ветряных бурь.
Директор гидротехнической компании Астрахани Анатолий Москвин сообщил РП, что ситуация с ливневой канализацией в городе почти уникальная.
– Все нормативы, которые существуют для этих целей, для Астрахани неприемлемы: территория города в период паводка на 80% находится ниже уровня воды в реке и окружающих водотоков. Поэтому организация самотечной ливневой канализации в принципе невозможна. Необходима сложнейшая система принудительной канализации до канализационной насосной станции. Московские подходы у нас неприемлемы. Значит, нам нужно собирать эту воду локально по самотечным ливневым сетям на КНС, затем нужны очистные сооружения, чтобы дальше воду сбросить в реку. Это очень дорого, поскольку в год выпадает меньше дождя, чем используется воды для фекальной канализации, но зато в одномоментном режиме ее выпадает крайне много и расчет такой системы тогда приходится вести не на среднегодовые показатели, а на тот пиковый дождь, который идет к тому же еще в паводковый период. Получая все это в огромных количествах, напорные станции и коллекторы должны с ним справиться. Думаю, это вполне может стоить 54 миллиардов.
Аналогичной в отношении паводковых вод и дождей Анатолий Москвин называет ситуацию в Новом Орлеане. Там также бывают паводки, и власти пошли на строительство принудительной ливневки, но и это чревато. Ураган Катрина, на который они не рассчитывали, загнал воду из Мексиканского залива через те дамбы, которыми Новый Орлеан огорожен. Вода поднялась на три метра. Потом ураган ушел, а вода осталась. Но таких городов не так много. В Санкт-Петербурге во время ветровых нагонных наводнений ливневая канализация работает в обратную сторону, но там нет паводков в отличие от Астрахани.
7 июня Астрахань снова накрыл ливень. По сообщениям городской администрации, в областном центре за первую неделю лета выпало три месячные нормы осадков. Итогом бедствия стали частичные отключения электроэнергии, на некоторых улицах уровень воды достиг 20 и более сантиметров. На следующий день на работы вышли 25 единиц техники для откачки воды. Городские троллейбусы из-за последствий непогоды уже в который раз остались в депо до 15:00. Губернатор Александр Жилкин после многочисленных жалоб в своем «Инстаграме» попросил горожан «не беспокоиться», поскольку из-за постоянных ливней и паводка дорожники просто не могут начать ремонтные работы.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости