Шкатулка и ящик Пандоры
Рауф Мухсинов. Фото: Неля Абдуллаева

Рауф Мухсинов. Фото: Неля Абдуллаева

«Русская планета» поговорила с астраханским мастером резьбы по дереву о взаимоотношениях с властью и о том, как он ищет учеников

Рауф Ниязович Мухсинов — астраханский резчик по дереву, который придумал свой собственный метод резьбы, называемый «пространственным». Из одной баклуши он может сделать полные жизни изделия: раскрывающийся цветок лотоса, шкатулку с десятком ящиков или цепь из множества звеньев. Мастер не использует в работе клей и гвозди.

Мухсинов увлекается резьбой около 40 лет. В пятилетнем возрасте он вырезал свистки. Только пару лет назад, освоив Интернет, он узнал, что техника, в которой он работает, является уникальной, а сам он — единственным в своем роде мастером.

Рауф Мухсинов рассказал корреспонденту «Русской планеты» о том, почему уже несколько лет, пытаясь организовать бюджетные курсы, он обивает пороги министерств и детских центров, но не находит понимания.

Признали не сразу

Мухсинов родился в Казани, с детства живет в Астрахани. Говорит, что еще в дошкольном возрасте он хорошо рисовал, у него отлично было развито пространственное мышление, а потом ему везло с учителями. В школе особенно легко давалась математика. По окончанию школы Рауф без труда поступил в технический институт Астрыбвтуз на специальность «судостроение и судоремонт» и стал инженером-кораблестроителем. Один из его преподавателей говорил, что человек с таким образованием может строить все, что угодно, кроме церквей.

– Неужели построить их так технически сложно? — недоумевал Рауф.

– Нет. Просто в Советском Союзе церкви не строят, — улыбался в ответ преподаватель.

Мухсинов работал в конструкторском бюро, затем долгое время был заведующим мастерской в радиотехническом техникуме, преподавателем, водителем и параллельно получал новые дополнительные специальности. Из-за финансовых трудностей ушел работать в таксопарк, и даже в профессии таксиста, в постоянном общении с пассажирами он увидел возможность увеличить свой кругозор. После стал водителем автобуса. Свободный график позволял много времени уделять резьбе.

После выхода на пенсию Рауф принялся искать единомышленников. Ни в профессиональных училищах, ни в Интернете он не наткнулся на упоминания пространственной резьбы.

Мастер знал о существовании многослойной резьбы, которая немного схожа с пространственной: в обоих случаях детали имеют степень свободы. К примеру, все тринадцать шариков, вырезанных в китайском шаре, могут вращаться, независимо от того, в какой технике они выполнены. Только в отличие от техники Мухсинова, такое изделие не превышает размер заготовки. Когда Рауф Ниязович говорил об этих различиях собеседникам, многие не верили, что это что-то новое. А потом начали признавать. Сразу признали в Москве.

«Сплошной беспорядок»

Комната Рауфа похожа на музей. Только в технике пространственной резьбы он выполнил больше восьмидесяти изделий, почти все они тут.

На шкафу, полках, за стеклянными витринами разложены деревянные изделия. На столе лежат звенья цепей с философскими подписями. К телевизору подвешены куб и треугольник. Пара движений, и объемные фигуры складываются в тонкие брусья. Это и есть суть пространственной резьбы: с ее помощью из баклуши можно сделать изделие, габариты которого в десятки раз превышают размер заготовки.

Шкаф, рама для зеркала, журнальный столик в виде свернувшейся змеи, кресло и табурет, на котором сидит резчик — только эти предметы в квартире не меняют свою форму.

Рауф живет в деревянном доме. Рядом со стареньким зданием соорудил мастерскую. Необычные окна, мозаика на стенах, винтовая лестница, много оборудования, досок и опилок.

– Порядка здесь, конечно, нет. Зато есть станки, на которых я делаю заготовки. Это токарный станок, это стационарный универсальный станок: циркулярка, фуганок, здесь можно долбить. Сверлильный станок, полгода назад купил ленточно-пильный станок, вон там заточной станок. И сплошной беспорядок!

– Лучше бы табуретки делал. Прибыльнее! — иногда говорит жена Рауфа.

«В администрации как клин вбили»

Сейчас Мухсинову 69. Понимая, что с годами время идет быстрее, он решил передать свое мастерство молодежи. Казалось бы, дело за малым: отыскать помещение под мастерскую, отобрать из сотни желающих, пройти обучение самых способных. Однако поиски сильно затянулись.

Вначале астраханец пришел на прием к вице-губернатору Константину Маркелову, затем к губернатору Александру Жилкину. Глава области восхитился изделиями, подчеркнул, как важно обучить этой технике молодое поколение и перепоручил кому-то из подчиненных найти учебное заведение, где можно было бы создать мастерскую. Жилкин предложил проводить занятия в коррекционной школе-интернате. Возможно, такая трудовая реабилитация была бы полезна детям, но для освоения самого сложного вида резьбы, по мнению мастера, нужны более подготовленные ученики.

Дальше были встречи в двух общественных организациях. В обществе инвалидов пытались организовать занятия при молодежном клубе, но безрезультатно, поскольку большинство воспитанников немобильны и редко выходят из дома. Затем была попытка проводить занятия в центре детского творчества. На день открытых дверей Рауф Ниязович проводил выставку работ. В кружок надо было набрать хотя бы 12 человек. Заявок, по словам директора, поступило меньше.

Потом были попытки договориться о проведении занятий с центром инноваций в социальной сфере. Его директор предложил Рауфу стать участником астраханской выставки инноваций в социальной сфере и направить заявку на участие в конкурсе в Москве. Бланки на оформление заявки он получил в последний день. Директор развел руками: на заполнение бумаг со всеми обоснованиями и рекомендациями нужно не меньше недели.

– Так и лежат эти бланки. Вообще-то это бы здорово решало финансовый вопрос. Если бы я в этом конкурсе участвовал и выиграл бы какое-то место, то по условиям я бы мог получить поддержку до трех миллионов рублей на развитие этого дела, покупку оборудования. Правда, он меня успокоил, сказал, что заявки принимают в течение года по несколько раз. В следующий раз, говорит, я вам помогу. Хотя я вот недавно позвонил ему, а он, говорит, уже в другом месте работает. Там другой человек. Он мне дал номер телефона, я ему позвонил, познакомились, он послал меня по телефону к секретарю своему, объяснил ей, она говорит: «Мы вам позвоним». Вот уже третий день звонков не было.

Знакомый и ученик Рауфа Ниязовича звонит сообщить, что нашел прообраз для будущей деревянной скульптуры коня. Сергей почти научился вырезать спираль, две части которой перетекают одна в другую. Теперь занятия прерываются. Он уезжает работать в Москву. Рауфу нужен новый ученик.

– Я так понял, что для всех директоров это обуза. Куда бы я ни обращался, сначала говорят «да», знают, что нет нигде такого, соглашаются, а потом оказывается, что это связано с финансами. Дальше обещаний дело не идет. Хотя я не раз обращался к самому губернатору.

– Он вас помнит?

– Ну конечно. Дважды руку мне жал. Первый раз, когда увидел трансформацию этих изделий, а второй раз, когда показал, что у меня патент на трость-стул. Ему тоже понравилось. Позвал министра экономического развития Полянскую, она поулыбалась. В администрации как клин вбили, понимаете? Вообще непонятно, почему. Все признают, все понимают, в Москве сказали, что на следующий год обязательно пригласят на выставку, дадут два стола, потому что половина из всех отзывов — это отзывы о моей резьбе. Мои изделия признали выходящими из рамок общепринятого. Главный редактор журнала «Резьба по дереву» Ирина Антипина говорила обо мне: «Он у нас единственный, кто вышел из общей колеи». Хотя, кстати, ее муж сам занимается резьбой. И является организатором выставки в ЦКИ «Меридиан». Тоже увлеченный человек.

«Ножи куплю для детей»

Возможно, общение с главами ведомств и директорами центров ни к чему не приводит только потому, что для Рауфа принципиально важно создать бесплатные курсы.

– Я хочу, чтобы кружок был бюджетным. На коммерческой основе мне уже давно предлагают. Не хочу, чтобы дети платили. Я никогда не платил за свою учебу и не понимаю, как можно это делать. Я не хочу грабить детей. Почему я сначала дошел до вице-губернатора, потом до Жилкина? Я хочу, чтобы основа была бюджетной, чтобы можно было сделать кружок в центре детского творчества, где никто не платит за образование.

Свои изделия Мухсинов не продает категорически: слишком много времени и сил уходит на их создание. К тому же, неоконченными остаются около 20 работ, а новые идеи приходят каждый день. На изготовление шедевров он тратит — в зависимости от уровня сложности — от двух дней до нескольких месяцев, постоянно совершенствуя изделия. Например, для шкатулки с названием «Ящик Пандоры, или за семью замками», построенной по принципу матрешки со множеством ящиков, он нашел три новых технических решения.

– То, что я ищу, это все-таки не специалисты и не выставки. У меня только в Астраханской области прошло больше пятидесяти выставок. Меня приглашают в Казань, они готовы предоставить мастерскую. Там я когда-то участвовал в ярмарке, сам напросился. Потом меня пригласили выступить перед студентами архитектурно-строительного университета. Впервые в жизни услышал аплодисменты в свой адрес. Целая аудитория аплодировала! Потом они взяли и заплатили мне. Я им говорю: я не за деньги вам тут это показывал. Вы говорит, не волнуйтесь, это на развитие вашего дела. Собственно, эти две тысячи до сих пор где-то лежат. Я думал, как будет у меня своя мастерская, я ножи куплю для детей. Для первоначального толчка. Но так у меня ничего и не получается.

Сейчас Рауф Ниязович торопится доделать механическую шкатулку «Три Грации». В феврале она будет выставлена в Москве. Чаще стал думать о переезде в Казань. Если не получится, обещает вернуться домой, заниматься своим делом и больше не бегать по администрациям.

Лезут на стену Далее в рубрике Лезут на стенуКак промышленные альпинисты реставрируют астраханский кремль Читайте в рубрике «Титульная страница» Квартирный вопрос разделил россиян на два лагеря«Обыкновенные люди. В общем, напоминают прежних…» («Мастер и Маргарита») Квартирный вопрос разделил россиян на два лагеря

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»