Чиновники офлайн
Многофункциональный центр (МФЦ) на улице Бабефа в Астрахани. Фото: Орынганым Танатарова

Многофункциональный центр (МФЦ) на улице Бабефа в Астрахани. Фото: Орынганым Танатарова

Разрекламированные властями электронные услуги в Астраханской области не работают

Пока «космические корабли бороздят просторы Вселенной», астраханцы по-прежнему маются в длинных и душных очередях, нервничают и тратят уйму времени. А как хотелось бы решать многие вопросы с госучреждениями сидя за компьютером в уютной обстановке. Но пока это пожелание в большинстве случаев остается нереализованным.

Что делает власть?

В официальном рейтинге качества перевода государственных услуг в электронный вид Астраханская область занимает далеко не почетное 47 место среди 83 субъектов РФ. А в лидерах здесь — Владимирская, Кировская и Саратовская области.

Исправить ситуацию, по мнению чиновников, должна программа информатизации Астраханской области на 2014–2018 годы, принятая недавно на заседании регионального правительства. Задача поставлена важная — максимально упростить жизнь астраханцев, благо интернет сейчас есть почти у всех горожан. В предстоящие четыре года на эти цели планируют потратить примерно миллиард рублей. Из них 749 млн выделит региональный бюджет, остальное — федеральная казна. Средства разделят между тринадцатью различными ведомствами, которые непосредственно будут задействованы в реализации программы.

Основной упор в ней сделан на развитие многофункциональных центров (МФЦ), предоставляющих государственные и муниципальные услуги. Эти центры по своей сути выполняют посредническую функцию между учреждениями и гражданами. Сейчас в регионе их семь, в рамках реализации программы до 2015 года число МФЦ планируется увеличить до 17. Они откроются во всех районах области. И если пока лишь 10% из предоставляемых ими 70 различных услуг являются электронными, то к 2018 году 70% услуг должны стать доступными в режиме онлайн.

На данном этапе через интернет с помощью МФЦ можно подать заявление на аккредитацию спортивной федерации или на предоставление спортивного разряда, запросить разрешение на строительство жилья или на пользование водными объектами. Кроме того, предприниматели могут в электронном виде обратиться в правительство области за господдержкой, предложить свои инновационные проекты, претендовать на гранты в сфере бизнеса. Список действительно пока небольшой.

На специализированном портале есть информация о 205 государственных и муниципальных услугах, доступных жителям Астраханской области. 97 из них предоставляются в электронном виде. Правда, львиная доля этих услуг — чисто информационные. Или в лучшем случае речь идет о направлении различных заявлений в госучреждения через интернет. Например, с помощью онлайн-сервиса можно подать заявление о регистрации брака или на оформление загранпаспорта, записаться на прием к врачу или оплатить штрафы ГИБДД.

Правда, доля электронных заявлений пока невелика. Например, по информации инфраструктурного центра электронного правительства за 7 месяцев 2013 года региональное управление федеральной миграционной службы оформило почти 15 тыс. загранпаспортов нового поколения и более 3,5 тыс. загранпаспортов старого образца. Это около 19 тыс. заявлений астраханцев, из которых в электронном виде поступило менее трех тысяч. Но если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, то прогресс налицо: за 7 месяцев 2012 года ведомство приняло через интернет лишь около тысячи заявлений.

Охотники вне сети

Недавно на сайте электронного правительства Астраханской области появилось сообщение о том, что жители региона могут подать заявление на оформление охотничьего билета единого федерального образца (ОБЕФО) в режиме онлайн.

Согласно постановлению региональной службы природопользования и охраны окружающей среды, очередной сезон охоты на водоплавающую, степную, полевую дичь, пушных и копытных зверей начнется в Астраханской области 21 сентября. Перед началом сезона сотни мужчин обычно вспоминают о необходимости оформить охотничьи билеты, и данная электронная услуга была бы как раз кстати. Однако реально она не действует.

Начальник отдела охоты областного общества охотников и рыболовов Роман Курбанов рассказал корреспонденту РП:

– Я видел на сайте службы природопользования информацию о подаче заявлений на получение охотничьего билета через интернет. Но не знаю ни одного человека, который бы действительно воспользовался этой возможностью.

За комментарием мы обратились к заместителю руководителя службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области — начальнику отдела охраны животного мира Анатолию Зимину.

– Действительно, астраханцы пока практически не пользуются онлайн-сервисом для оформления охотничьих билетов. Причин несколько. Во-первых, в области достаточно пунктов их выдачи, где можно спокойно подать заявление и другие необходимые документы. Кроме того, за билетом все равно нужно явиться лично, согласно действующей нормативной базе он выдается каждому охотнику под роспись. Также нам нужны реальные, а не электронные, фотографии размером 2,5 на 3,5 см, строго анфас и без головного убора. Один из снимков мы вклеиваем в ОБЕФО, а другой — в личное дело.

Единственная польза интернет-заявки, по мнению сотрудников службы природопользования, заключается в том, что они могут сразу же направить запрос в полицию о наличии или отсутствии у гражданина непогашенной судимости. Убедившись, что все в порядке, охотника в любом случае пригласят явиться к ним с фотографиями и другими документами. Есть еще вариант отправить документы заказным письмом на почтовый адрес ведомства, но Анатолий Зимин все же советует лично прийти в один из пунктов выдачи охотничьих билетов. Это позволит сэкономить время и быть уверенным в результате.

Собственно, почти все астраханские охотники именно так и поступают. А декларируемая электронным правительством возможность оформить охотничий билет онлайн является не более чем иллюзией.

Жители недовольны

Многие астраханцы, опробовавшие работу онлайн-сервисов, считают их либо малоэффективными, либо вовсе бесполезными. Особенно критично жители области оценивают электронную регистратуру.

Мария Федорова, предприниматель:

– Я сначала очень обрадовалась, узнав об электронной регистратуре. Мечтала прийти в поликлинику и попасть на прием к врачу без очереди. К сожалению, из-за сильной занятости у меня нет возможности ждать окулиста по несколько часов среди нервных бабушек. Но оказалось, услуга на деле не работает. Конечно, можно записаться на прием через интернет, а приходишь в поликлинику и все равно наталкиваешься на очередь. И все, кто там ждут, не станут пропускать тебя по времени. У них тоже запись, а реальный прием пациентов может длиться намного дольше, чем рассчитано электронной системой. В результате все равно никакого улучшения.

Оксана Яковлева, студентка:

– В том, что от онлайн-записи к терапевту нет никакого толка, я убедилась лично. Кликать мышкой в интернете и попасть вовремя на прием к врачу — это разные, не имеющие ничего общего между собой вещи. Пришла в 15:00, как записалась, а просидела в очереди почти час. И врач не виновата — просто так обстоятельства сложились. Получается, что услуга есть, но она ничего не гарантирует.

Имеются у жителей области нарекания и к работе других онлайн-сервисов. Не всем удается без проблем подать заявление на загранпаспорт, люди жалуются на недостаточно широкий спектр электронных услуг.

Владимир, астраханец:

– Мне понадобилось оформить загранпаспорт нового образца. Решил сделать это через интернет, но сотрудники миграционной службы все равно пригласили меня явиться к ним лично. Так что пришлось туда приехать, отстоять километровую очередь в рабочее время. Все получилось, но какой тогда смысл в онлайн-сервисе?

Никита Белоглазов, менеджер салона связи:

– Я бы хотел оплачивать все услуги ЖКХ через интернет. Но в Астрахани это нереально. Если телекоммуникационные фирмы предоставляют своим абонентам такую возможность, то об управляющих компаниях нашего города этого не скажешь. Чтобы внести квартплату, нужно специально идти в их контору. А у меня такой же рабочий день, как у всех.

Справедливости ради стоит отметить, что не все инициативы властей бесполезны. Корреспондент РП побывала в одном из астраханских МФЦ, расположенном по адресу: ул. Бабефа, д. 8. Сама атмосфера этого учреждения оказалась благожелательной. Милая дама в форме охранника первым делом участливо поинтересовалась:

– Вам что-то подсказать?

В понедельник утром в просторном зале центра оказалось не более 10 посетителей, здесь они спокойно решали различные вопросы земельных и имущественных отношений, предоставления налоговых льгот. Некоторое оживление было замечено только перед окошком Ростехинвентаризации (БТИ).

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»