«Мысли у ритейлеров одни: как бы из-за границы подешевле что-нибудь притащить»
Фото: Марина Лысцева / ТАСС

Фото: Марина Лысцева / ТАСС

Почему в договоре с торговыми сетями все прописано так, чтобы товар российского производителя в розницу не попал — узнавала «Русская планета»

В конце прошлой недели министерство экономического развития области сообщило о начале работы над проектом «Создание школы поставщиков». По задумке разработчиков, новый проект должен помочь товарам астраханских производителей попасть на полки торговых предприятий региона, в том числе сетевого формата, наладить прямой контакт ритейлеров и поставщиков, приспособиться к требованиям ритейла — документообороту, предпродажной подготовке, упаковке, штрихкодированию, условиям оплаты поставленной продукции. «Русская планета» узнала, как сегодня астраханские производители работают с крупными сетями и что конкретно предлагают региональные власти в этой сфере.

Как сообщили РП в отделе торговли областного минэкономразвития, многие местные товаропроизводители, обращаясь в торговые сети, сталкиваются с рядом проблем.

– Поэтому мы организовали банк данных о том, как в каждую сеть войти. Каждому обратившемуся мы даем консультации. Кроме того, мы содействуем в установлении обратной связи, потому что часто нашим товаропроизводителям отказывают в сотрудничестве, не объясняя причин. Ведь у большинства федеральных сетей исключен прямой контакт с производителями, чтобы не было возможности коррупции между менеджером и поставщиком. С нашими же сетями намного проще, потому что все их владельцы — контактные люди. Пишем письма, контактируем на уровне директоров филиалов. А вообще между минэкономразвития области и всеми сетями, кроме «Магнита», у нас имеются соглашения.

Как признаются местные производители, начать работать с крупными сетевыми магазинами практически невозможно из-за сложности предлагаемых условий. Фермер Александр Прелов единственный в регионе выращивает средиземноморских голубых раков. Кроме экзотики, в его хозяйстве в Камызякском районе есть рогатый скот, птица, рыбы и поля для засева риса. Однако несмотря на это, производитель не может поставлять свою продукцию в местные и федеральные сети.

– Я с сетями не работаю и, думаю, в ближайшее время не буду работать, — признается Прелов. — Для меня их условия неприемлемы. Приемка товара у них происходит не в Астрахани, а в Москве или Краснодаре. Это значит, что мне нужно туда товар отвезти за свой счет, а потом он сюда поступит. Логистика вообще не просчитана. Кроме того, у всех есть отсрочка платежа — 2–3 недели, что меня не устраивает. Лучше я получу меньше, но сразу. Мы несколько раз пытались подать заявку на сайты, но они хотят только перестраховать себя, а о производителях не думают. Сейчас я работаю только со своими прямыми клиентами в Москве и Санкт-Петербурге. В Астрахани никакого сбыта нет. Здесь же должны быть логистические базы или базы передержки, откуда непосредственно будут забирать продукцию. Пока же я даже не могу сказать, кто еще у нас работает с сетями.

Руководитель крестьянского хозяйства «Надежда» в Харабалинском районе Николай Попов выращивает в больших объемах овощную продукцию, преимущественно картофель и лук.

– Реализация — это проблема № 1, так как для меня вырастить картошку не проблема, — говорит Попов. — Два года назад обращался в одну из сетевых компаний, мне предложили договор на всего 600 кг картошки в день, а я выкапываю по 150 тонн в день. Этого, чтобы мне окупиться, очень мало. Пока же мы с поля реализуем картошку по низкой цене, но сразу много и оптом. А требования сетевиков на тонну — полторы в день смехотворны. Для мелкого фермера такие условия, возможно, были бы приемлемыми. Поэтому мы работаем в основном с центральными регионами.

Другому фермеру из Харабалинского района Сергею Новикову приходится привлекать компанию-посредника для реализации своей плодоовощной продукции, чтобы соответствовать условиям ритейлера.

– Мы работаем в основном с заводами и магазинами по поставкам продукции, — говорит фермер. — Частично работаем и с ритейлерами, но только через посредника. У них действительно очень жесткие условия, можно сказать, кабальные. При этом платежи от них идут плохо, хотя товар от нас получают вовремя. Много отбраковывают: если у них много нераспроданного товара остается, то больший процент отбраковывается. Некорректно работают. Что касается этой «Школы поставщиков», то продавать мы и так умеем. Нужно, чтобы мы хотя бы знали в лицо этих ритейлеров и какие у них в голове мысли. А мысли у них одни: как бы из-за границы подешевле что-нибудь притащить.

Договор с ритейлером, по словам Новикова, с оставлен так, что сеть в любом случае оказывается права, даже если, например, срок поставки сорван не по вине поставщика.

– В договоре везде прописаны штрафы: опоздал на 10 минут — штраф. Вот снег 2 недели назад выпал, машина застряла, и мы опоздали с яблоками на 3 часа — в результате магазин нас не принял. И ничего им не скажешь — такая система, а у меня убыток. Потом я эти яблоки 4 дня пытался продать по разным точкам за копейки. У них нет никакой ответственности, не прописаны никакие форс-мажорные обстоятельства. Самое лучшее, когда закупщик приехал, посмотрел в холодильнике на товар, взвесил сколько надо и забрал. А здесь все надо делать мне самому. Сколько товара осталось непроданного — они тебе его назад отдают. Мы и так после всех их накруток имеем с этого товара не больше 30%. Поэтому нам с ними неинтересно работать. Другая проблема в том, что для работы с ритейлом нужно работать по договору с посредником, который должен фасовать, бирковать продукцию специальным штрих-кодом. В наших условия нереально поставить на каждые 1–5 кг штрих-код. Чтобы это делать, нужно целую службу содержать с необходимым дорогим оборудованием, которое у нас не производится. Нам надо на него только год работать. Линия стоит около 20 млн рублей. И чтобы ее взять, надо быть уверенным, что они будут с тобой долго работать. А пока же договоры составлены так, что за любую оплошность ритейлер имеет полное право без объяснения причин разорвать с нами отношения.

Покупательница в гиперпермаркете. Фото: Александр Рюмин / ТАСС

В конце прошлого года в селе Солянка Наримановского района открылся оптово-распределительный центр одной крупной федеральной сети. Ранее региональные власти обещали, что он будет способствовать привлечению местных производителей. Однако на практике, как говорит Сергей Новиков, никакого облегчения или появления дополнительного интереса к местной продукции он не наблюдает.

– Никакого человеческого отношения или заинтересованности в нас у них нет, — говорит Новиков. — Мне сеть прислала договор на 50 листов, который нужно читать «под микроскопом» и с юристом, потому что в нем полно «подводных камней». Если очень грубо: можно товар отдать и вообще про него забыть. И главное, спросить не с кого: 10 машин посылаешь к ним, одну обязательно отбракуют. Так пусть они сами приедут, посмотрят на товар, а мы им его доставим. Но нет же. Поэтому мы основной уклон в нашем бизнесе делаем на овощеперерабатывающие заводы: нам делают заранее заказ с предоплатой — мы поставляем продукцию. Так намного выгоднее и спокойнее работать.

Руководитель рыболовно-промыслового предприятия из Камызякского района Хабибула Харманов поставляет в федеральные торговые сети так называемую снековую продукцию из рыбы: вяленую воблу и рыбные закуски к пиву.

– Я работаю с тремя торговыми сетями у нас в городе. Но могу сказать, что договоры у них всех кабальные, потому что санкции за малейшие проступки. И очень тяжело было в них войти. Мои менеджеры это смогли сделать не с первого раза. Но в принципе работать можно. Свежую рыбу они у нас не берут, да и нам это невыгодно — у них нет своей логистики. У меня есть на нее другой сбыт. Но на мой взгляд, сетевым ритейлерам нужно ослабить требования по вхождению, хотя, возможно, для них это и правильно, и рынок сам регулирует ситуацию. Ведь положа руку на сердце, полки у них никогда не пустуют, — уверен бизнесмен.

Птицефабрика «Харабалинская» реализует яйца сразу в три торговые сети города. По словам заместителя директора предприятия Татьяны Поршневой, договоры с ними составлены так, что всегда при любой проблеме виноватыми оказываются поставщики.

– Если мы присылаем машину с яйцом, она может там простоять сутки до разгрузки, — говорит замдиректора предприятия. — А если мы опоздаем на 15 минут — все, поставка не состоялась. С одним из трех крупных ритейлеров города мы раньше работали напрямую: нам удобно было возить яйца с нашего склада в их магазины. Потом условия поменялись, нам сказали: «Хотите с нами работать — возите свою продукцию в логистический центр в Волгоград». Нас это не устроило, и мы прекратили сотрудничество. Но и с другими сетями работать тяжело. У всех есть просрочки платежей: проплату нужно везде ждать как минимум месяц. Также по условиям договоров с ними мы должны за свой счет проводить маркетинговые акции, выдавать премии и т. д. Поэтому я понимаю, почему многие не хотят с ними работать. И, если честно, не настолько большую долю в выручке они дают.

Руководитель управления сельского хозяйства Камызякского района Татьяна Вдовенко считает созданию школы поставщиков полезной.

– У нас в районе очень мало производителей работают с сетями. Например, у одной региональной сети есть свое хозяйство у нас и поэтому ей не нужны дополнительные поставщики. Есть один производитель, который производит снековую продукцию из рыбы для сетей, и еще один — рыбные консервы. Это все. А вот свежую продукцию никто у нас не закупает, потому что сложно. У них большие просрочки по платежам, много отбраковывается, качество продукции должно быть идеальным. Я была на совещании в областном Минэке с участием представителя «Магнита», и там были очень негативные отзывы от наших «рыбников» в сторону сети. Представители сети говорили: «Размещайте все заявки на поставки на их сайте и ждите ответа». И больше никакого человеческого общения. Поэтому наши сельхозпроизводители выбирают обычные рынки, где более простые схемы.

В сельскохозяйственном управлении Харабалинского района, который по сбору урожая всегда лидирует в регионе, РП также сообщили, что сейчас сети неохотно идут на сотрудничество с местными производителями, хотя в нынешнем году овощехранилища в районе переполнены и спроса нет.

– У нас основной поставщик продукции в сети — птицефабрика «Харабалинская», — сообщили в управлении. — А в остальном предприниматели очень мало работают с сетями. Там требования завышенные: картофель должен быть мытый, фасованный в определенную сетку со штрих-кодом. Это дополнительные затраты на оборудование, воду, сетки, сотрудников. А у нас люди пока к этому не привыкли. Но реализация у нас до последнего времени всегда шла нормально и большой потребности в сетевых ритейлерах у наших фермеров не было. Закупочные цены у них копеечные, а накрутка в магазине двукратная. Получается невыгодно. Не продумана у ритейлеров и логистика.

Пока же, по данным управления, в регионе при содействии областных и городских властей организуются свои эффективные способы сбыта продукции: ярмарки выходного дня осенью, тематические дни районов, рынки города, где можно приобрести продукцию практически по себестоимости. А в летний сезон сбыт овощей идет прямо с поля, куда подъезжают закупщики на фурах, говорят в управлении.

– Сейчас, к сожалению, у нас наблюдается слабая реализация из овощехранилищ. Почему так, невозможно сказать. Мы мониторим ситуацию по всей стране и можем сказать, что даже в средней полосе то, что заложили на хранение, не могут продать. Цены копеечные для зимнего времени — 6–7 рублей за кг картофеля, но спроса нет, — уточняют в управлении.

В пресс-службе торговой сети «Лента» РП пояснили, что сегодня в ассортименте гипермаркета в Астрахани присутствует продукция от 24 местных производителей. Это производители хлебобулочных изделий, мяса, рыбы, колбасных изделий, фруктов и овощей, кондитерских изделий, яйца и др. Доля их продукции в обороте: овощи/фрукты — 47%, рыба речная — 58%, хлеб — 98%, яйцо — 65%. В компании также уточнили, что поставщик может всегда обратиться с предложением в коммерческую службу, либо заполнить заявку на сайте сети. Ответов от других сетей на запрос РП к моменту публикации статьи не последовало.

Далее в рубрике Пенсия в 2016 году — интересные фактыКакие изменения коснутся пенсионной сферы в новом году Пенсия в 2016 году — интересные факты Читайте в рубрике «Титульная страница» Самозванцы разочарованы приемом в КрымуНемецкая принцесса Мария Гогенцоллерн со своим сыном Георгием находятся на полуострове Самозванцы разочарованы приемом в Крыму

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»