«По кошельку и вкусу»
Рыбалка на Волге в Камызякском районе. Фото: Рустам Журавков / «Русская планета»

Рыбалка на Волге в Камызякском районе. Фото: Рустам Журавков / «Русская планета»

Насколько охотно едут туристы в Астрахань и что их там интересует, выясняла «Русская планета»

На прошлой неделе во время встречи с премьером Дмитрием Медведевым губернатор Александр Жилкин доложил, что в этом году пассажиропоток в Астраханскую область был увеличен на 26%. При этом в сообщении отмечалось, что помимо традиционного отдыха в регионе, связанного с рыбалкой и охотой, свою популярность нашел т.н. познавательный отдых. Перед началом этого туристического сезона «Русская планета» уже задавалась вопросом, чем региональные туроператоры могут заинтересовать отдыхающих в этом году. Тогда несколько туркомпаний при информационном взаимодействии регионального минтуризма помимо традиционного для области отдыха решили предложить культурно-исторический туризм с посещением астраханских достопримечательностей, театров и музеев. Для этой цели было организовано около 40 различных маршрутов «выходного дня». Весной, когда туриндустрия только собиралась внедрять эти новшества, часть предпринимателей отнеслись к этому с опасением и некоторой долей скепсиса. Некоторые заявили тогда РП, что маршруты выходного дня являются для них своеобразным спасательным кругом в море экономического кризиса. «Русская планета» решила узнать, каким получился туристический сезон 2015 года для региональной туриндустрии.

– Наша туристическая компания 22 года на рынке и за эти годы никогда все яйца в одну корзину не складывала, — говорит коммерческий директор туристического агентства Наталья Аверина. — Мы работаем на всех возможных туристических направлениях: иностранном, российском, детском, экскурсионном, на дополнительных услугах. Это в целом и дало нам возможность в этом году не упасть. Ни по количеству обслуживаемых людей, ни по финансовым показателям. Сейчас огромное количество туристических фирм оптимизируется, часть закрывается, очень сильно просел иностранный туризм. Что касается нас, то, напротив, у нас почти все показатели выросли. Относительно иностранного туризма — это проседание 10–15%. Оно естественное, но оно перекрывается показателями внутреннего туризма. Внутренний туризм, в том числе экскурсионный и лечебный, как продавался, так и продается. Расширение идет за счет новых маршрутов, в том числе «выходного дня», но за пределы области. Если раньше мы возили только в Кисловодск, Адыгею, Домбай, Волгоград, то сейчас сюда же «прирастают» Нальчик, Приэльбрусье, Грозный. Спектр российских маршрутов очень увеличился. Относительно въездного туризма в регион можно сказать, что увеличился поток российских туристов, которые в этом году впервые приехали в Астрахань. В этом году практически каждый месяц мы принимали по две московские группы. Пусть они были небольшие, 12–18 человек, но это показатель того, что и Россия, и столица оглянулись на регионы. Востребованность сейчас очень ощутима. Исходя из этого мы строим планы и на следующий год. Во-первых, это расширение предложений не только на 2–3 московские фирмы, которые занимаются внутренним туризмом, а на все остальные.

При этом нужно понимать, что это экскурсии именно культурного направления с посещением соответствующих объектов. Основной же поток — это традиционные виды отдыха для региона: рыбалка и охота. Именно из-за них и есть тот существенный приток отдыхающих в этом году.

– Но на сегодняшний день идет активная переориентация на туризм экскурсионный, — продолжает Наталья Аверина. — Кроме того, в Астрахани исторически сентябрь и октябрь — время крупных корпоративных и общероссийских конференций, конгрессов, форумов. То есть сейчас здесь что ни день, то какое-то мероприятие общероссийского масштаба. В этом году в связи с этим мы тоже видим существенный рост делового туризма, который пользуется экскурсионными услугами. Конечно, культурный туризм не может пока ни в коей мере перебить рыбалку и охоту. Еще нужно очень много сделать в продвижении Астрахани как культурного бренда. Вся аналитика, все маркетинговые исследования говорят о том, что не надо ничего менять. Астрахань всегда будет рыбацким городом. Просто параллельно нужно дать максимум усилий, чтобы культура в городе не отставала.

Действуют также маршруты, которые созданы для самих астраханцев. Уже 10 лет работает программа «Взгляни на город глазами туриста», говорит Наталья Аверина.

– Это сборные экскурсионные туры и маршруты выходного дня для астраханцев и жителей области, которые в назначенное время едут знакомиться с историческими, археологическими, архитектурными особенностями региона. Например, человек съездил в исторический комплекс Сарай-Бату, ему дальше захочется ехать в соседнюю Элисту, потом Волгоград, Домбай и так далее шаг за шагом.

Астрахань не может пока никак конкурировать, например, с Краснодарским краем по количеству отдыхающих. Как отмечает Аверина, это единственное море в России, куда веками все съезжались.

– Не надо при этом преуменьшать возможности Астраханской области. Астрахань — это один из милых, хорошо обустроенных провинциальных городов, к которому возможно вызвать интерес и который в этом ряду занимает не последнее место. У нас, например, есть уникальные лотосовые поля, которых нигде в России больше нет. Наш регион — место сразу двух исторических столиц: Сарай-Бату и Итиль. Я считаю, что всему этому нужно уделять внимание при «раскручивании» Астрахани как бренда, — отмечает Аверина.

Берег Волги в Камызякском районе. Фото: Рустам Журавков / «Русская планета»

Транспортировка пассажиров — одна их самых больших проблем туроператоров региона. Город находится в т.н. «аппендиксе», сложнодоступном для пассажиров.

– Самолеты, которые у нас ставились, потом быстро уходили, — рассказывает Наталья Аверина. — Цена вопроса для них очень дорогая. Пришедшая недавно авиакомпания «Победа» вопроса полностью не решает из-за ограниченности маршрутов. Также недавно значительно подорожали железнодорожные билеты и не с любым регионом есть нормальные «стыковки». Если гостиниц у нас в городе настроили достаточно, то вопрос транспортной доступности так и не решен. Например, та же самая Сибирско-зауральская часть страны, которая не против к нам в тепло ездить отдыхать, понимает, что за билет в Москву она отдаст в три раза больше денег, чем у нас за все обслуживание на месте.

Главная проблема туризма в целом — это низкая платежеспособность населения. Если у людей будет хватать денег на все остальное, кроме первостепенных нужд, в том числе и на отдых, туристические компании будут жить, а не выживать, как сегодня, говорит коммерческий директор.

– Нас в этом году турпоток в регион спас. А многие остальные компании не выжили. Нужно понимать, что еще только начало экономического кризиса. Да, в этом году у нас оптимальные показатели, но где гарантии, что это не последний глоток свободного воздуха. Будем надеяться, что у народа в будущем будут деньги еще и на путешествия. Но говорить, что все будет хорошо, я не считаю правильным, — завершает Аверина.

В другой туркомпании пессимизма Натальи Авериной не разделяют:

– Мы активно развиваем туризм внутри региона, — рассказывает старший менеджер крупного турагентства города Олеся Мурашкина. — Даже недавно открыли свою гостиницу для размещения приезжающих. Туры выходного дня, на наш взгляд, хорошо себя показали в этом году. Для этого мы организовали выезды на базу отдыха во время путешествия по культурным маршрутам. Примерно на четверть стало больше иностранцев к нам приезжать. У нас сейчас в гостинице поселились гости из Голландии, Израиля, Германии. По турам выходного дня у нас сейчас есть заявки вплоть до декабря. Европейцы очень любят путешествовать по всему миру и в том числе по России. Обычно они останавливаются в каждом городе на день — на два для ознакомления с достопримечательностями. Отсюда же многие ездят по турам выходного дня, например, в Элисту или Домбай. Например, совсем недавно к нам приезжала пара из Новой Зеландии, которая колесит по всему миру на своем «доме на колесах». Еще у нас в конце октября состоится рыболовный турнир при участии китайской стороны, который также должен в будущем способствовать привлечению туристов из Поднебесной. Главная трудность для туристической отрасли — это политика. Упал курс рубля, население больше копит деньги, нежели тратит на путешествия. Но с другой стороны, иностранцев у нас стало больше, так как они приезжают сюда с валютой. Конечно, теперь им выгодно стало у нас отдыхать. Сейчас нужно, чтобы в городе появилось больше интересных объектов. Например, в кремле, который обязательно посещают туристы, есть всего одна небольшая ярмарка и больше ничего. Хотелось бы, чтобы крупные гостиницы находились в центре города, а не на окраинах. Необходимо также, чтобы автобусы с экскурсионными турами по городу ездили хотя бы один день в неделю. На данный момент туры выходного дня работают только при наборе группы или по индивидуальному заказу.

В традиционных для Астраханской области рыбалке и охоте тоже оттока приезжающих незаметно. Об этом свидетельствует рост числа турбаз по всему региону. Однако, как отмечает управляющая одной из баз в Камызякском районе, в этом году значительно ощущается снижение уловов рыбы, из чего в будущем отдыхающие могут не приехать в регион.

– Туристов у нас в этом году стало немного меньше, — говорит управляющая базой Тамара. — Я связываю это с тем, что нет воды и вместе с ней рыбы. Охота людей к нам также привлекает, но рыбалка — это все-таки основное. Поэтому основные планы на будущее связаны только с уровнем воды. Будет вода — будет бизнес, не будет — будем думать, как выживать.

Напротив, в другой рыболовецко-охотничьей базе в Володарском районе РП сообщили о повышении числа отдыхающих именно в этом году.

– Наша база может максимально принять 20 человек, — говорит управляющий базы Александр. — Сейчас даже нет мест для вновь прибывающих. Такого, например, в прошлом году не было. Я думаю, этому способствует хорошая молва о нас и реклама. И в целом экономическую ситуацию не следует отметать: внутри страны отдыхать все равно дешевле.

Главная задача сейчас для туризма в регионе — его значительно разнообразить, говорит начальник отдела регулирования туристической деятельности областного минтуризма Инна Лошкарева.

– Я думаю, рано еще подводить какие-то итоги туристического сезона. Я считаю, что туры выходного дня себя оправдали. Это такая необходимость, которая должна быть. Спрос на них есть. Об этом говорят сами туроператоры. Итогов же пока мы не подводили. Естественно, что стабильный туристический поток нам обеспечивает традиционные рыбалка и охота. Понятно, что это дело не одного года. Те, кто ехал к нам на рыбалку, вряд ли поедут смотреть город. С другой стороны, многие к нам стали приезжать с семьей: жена с детьми остаются в городе посмотреть на культурные объекты, а муж уезжает на рыбалку. Это поступательная работа, которая в будущем будет продолжена. А некоторое снижение в определенных базах посетителей связано только с тем, что самих баз у нас становится все больше — уже около 500. Естественно, что туристы из этого разнообразия будут выбирать сами по своему кошельку и вкусу, — заключила чиновник. 

«Получается, у нас идет отток» Далее в рубрике «Получается, у нас идет отток»Почему Астрахань оказалась в числе аутсайдеров по привлекательности в сфере труда, разбиралась «Русская планета» Читайте в рубрике «Титульная страница» Квартирный вопрос разделил россиян на два лагеря«Обыкновенные люди. В общем, напоминают прежних…» («Мастер и Маргарита») Квартирный вопрос разделил россиян на два лагеря

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»